Новости
Шереметов

Фармацевтический рынок меняется, но однозначно остается перспективным

Один из крупнейших поставщиков товаров медицинского назначения на юге России «Адванта» поучаствовал в дискуссионном клубе, организованном аптечной сетью «Вита-Плюс» в Пятигорске. Мероприятие прошло с 9 по 11 ноября 2023 года.
Представители фармацевтического рынка обсудили ключевые факторы успеха традиционной аптеки, мотивацию персонала и эффективную работу региональных сетей рядом с федеральными. В повестке были стратегические альтернативы аптечной сети и развитие конкурентных преимуществ для целевой аудитории.
Дискуссии прошли вокруг шести круглых столов:
Среди спикеров был основатель и генеральный директор группы компаний АСНА Александр Шишкин, основатель и генеральный директор фармацевтической компании Solopharm Олег Жеребцов, генеральный директор «Аптека Фарма» Александр Миронов.
«Сейчас фармацевтический рынок падает — не в деньгах, а в упаковках, но тем не менее, тенденции к росту нет. При этом в течение последнего года производители вывели на рынок 5000 товаров, и только 1300 ушли с рынка. Конкуренция за полки и за потребителя будет только усиливаться», — уверен Александр Шереметов.
Группа компаний АСНА сократила ассортимент в три раза. При таком подходе можно эффективней развивать бизнес и управлять ассортиментом, считает директор АСНА Александр Шишкин. Он также анонсировал скорое открытие партнерской аптечной сети.
Александр Шереметов похвалил выступление Олега Жеребцова, одного из лучших спикеров и представителей отрасли. За несколько лет существования на рынке его компания Solopharm добилась 33 млрд рублей выручки и 7,6 млрд прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации. Жеребцов отметил тенденцию на локализацию производства в России и снижение маркетинговой активности западных компаний — благодаря этому российские компании получают возможность занять их место как на рынке, так и в продвижении своих товаров.
«По прогнозу Жеребцова, число аптечных сетей снизится в два раза к 2029 году. Дистрибьюторов тоже станет меньше. Сейчас их около 20, а останется 6-7 — этого будет достаточно для розничного аптечного рынка, так как крупные сети будут консолидироваться и их доля в общем объеме рынка увеличится».
Фармрынок будет развиваться по примеру товаров повседневного спроса, но с одним отличием — в продуктовом ретейле нет «фактора белого халата», который общается с покупателями от имени аптеки. Поэтому развитие рынков не будет полностью одинаковым.

Участники дискуссионного клуба также обсудили электронную коммерцию, или e-commerce. «Стоимость курьерской доставки получается высокой при маржинальности на фармрынке. Не стоит ожидать развития в этом направлении, это не рабочий инструмент в нашей сфере», — рассказал Александр Шереметов.
Спикеры сходятся во мнении, что отрасль не может больше жить по старым правилам. Сейчас пересматривается роль дистрибьютора и все больше сетей учатся самостоятельно работать с ассортиментом, ценообразованием, производителями и высоко маржинальными продуктами. Рынку требуются новые решения. «Отрасль становится все более конкурентной, — а значит будет снижаться маржинальный доход участников и их соперничество будет усиливаться, — отметил генеральный директор “Адванты”. — Интересное время — фармацевтический рынок меняется, но однозначно остается перспективным».